Старт: 1977–2001 гг.
Мало кто знает, но первым ведущим Top Gear была женщина.
Анжела Риппон — журналистка и первая женщина-ведущая, которая вела репортажи на автомобильную тематику на британском телевидении.
В самом начале своего пути Top Gear представлял собой простенькую программу в формате автомобильного журнала. В ней обозревали автомобили, говорили о безопасности на дорогах, рассказывали новости автомобильной промышленности. Развлекательного в таком формате не было и ориентирован он был в основном на автомобилистов-энтузиастов.
В 1980-е годы ведущих уже стало несколько. Среди них были: Ноэль Эдмондс, Уильям Вуллард и сам Джереми Кларксон, которому было суждено стать воплощением этого шоу.
На этом этапе Top Gear постепенно стал приобретать некоторые элементы развлекательного шоу и отходить от формата сугубо информативной программы. Это уже можно считать самым первым прообразом его более поздней и всеми любимой версии.
1990-е годы Джереми Кларксон стал главным ведущим, а шоу приняло более юмористический и разноплановый подход к подаче информации. Кларксон с его харизмой и дерзкой манерой поведения вдохнул в Top Gear новую жизнь и новый характер. Именно в этот период в программе появились приключенческие поездки и испытания, которые в последующем станут визитной карточкой шоу. Тогда Top Gear стал собирать у экранов более широкую аудиторию.
Но даже возросшая популярность не спасла шоу. К концу 90-х рейтинги упали и в 2001 году его закрыли.
Мало кто тогда знал, что это лишь короткая пауза, передышка перед тем, как Top Gear с ревом вернется на экраны в совершенно новом образе, чтобы покорить уже не только Британию, но и весь мир.
«Золотая эпоха» Top Gear: 2002–2015 гг.
В 2002 году Top Gear окончательно отошел от первоначального формата автомобильного журнала и сумел воплотить в себе и любовь к автомобилям, и приключения, и развлекательный контент. У руля встали Джереми Кларксон, Ричард Хаммонд и Джеймс Мэй, положив начало «Золотой эпохи» Top Gear, которая навсегда войдет в историю телевидения.
В этот период Top Gear стал не просто шоу об автомобилях, а настоящим феноменом. Химия между Кларксоном, Хаммондом и Мэем, основанная на духе товарищества и постоянных подколок, легла в основу успеха шоу.
Великолепное трио не просто делало обзоры авто — парни отправлялись в эпические путешествия, проходили безумные испытания, и все это со смесью искрометного юмора, сарказма и искренней страсти к автомобилям.
Стиг, таинственный «карманный гонщик» испытатель, также стал мировой иконой, одним из символов шоу и объектом теорий и шуток.
Эпоха рассвета внезапно оборвалась после увольнения Джереми Кларксона в 2015 году. Хаммонд и Мэй ушли вместе с ним окончательно ознаменовав конец вехи в истории шоу, изменившего представление о том, какой может быть программа об автомобилях.
Автомобильная троица оставила после себя наследие из драйва, приключений и безумной любви к автомобилям, собравшее огромное количество фанатов по всему миру.
Скандалы
Отдельного упоминания стоят и не слишком приятные моменты в шоу.
Скандалов и откровенно напряженных моментов на Top Gear хватало.
Самым памятным, трагическим и тяжелым событием в истории шоу стала страшная авария Ричарда Хаммонда в 2006 году. Во время съемок ведущий разбился на скорости в 460 км/ч., пилотируя машину на реактивной тяге.
Хаммонд чудом остался жив, но получил серьезные травмы, от последствий которых страдает до сих пор.
Среди самых громких скандалов был конфликт в Аргентине, где ведущих, в том числе лично Джереми Кларксона, обвинили в использовании номерного знака H982 FKL, который являлся жирной отсылкой на Фолклендскую войну. Инцидент дошел до того, что съемочная группа и ведущие были вынуждены бежать из страны под гневные протесты местных жителей и градом камней.
Ведущие шоу часто оказывались в центре скандалов и осуждения: от обвинений в расизме, дискриминации и высокомерии до дипломатических инцидентов и громких судебных процессов. Парни всегда прямо говорили, что думают и этим добавляли в Top Gear дух бунтарства и несогласия.
По сути, конфликты также являлись визитной карточкой шоу, но они лишь подогревали интерес зрителей и приносили шоу еще больше популярности.
Роковой стала ссора Джереми Кларксона с продюсером шоу в 2015 году. Именно этот инцидент стал окончанием рассвета Top Gear.
Новая глава: 2016–2023 гг.
После ухода великой автомобильной троицы новыми ведущими стали Крис Эванс, Мэттью Леблан, а затем и Фредди Флинтофф, Пэдди МакГиннесс и Крис Харрис. Они пытались сохранить наследие оставленное Кларксоном, Хаммондом и Мэем, но шоу претерпело и несколько изменений формата, так как ведущие хотели добавить и что-то новое.
Финишная прямая
В октябре 2023 года на BBC приняли решение закрыть Top Gear. Причиной стала серьезная авария Фредди Флинтоффа.
В декабре прошлого года Morgan Super 3 (авто, за рулем которого был Флинтофф) перевернулось на скорости 210 км/ч. У машины нет крыши и ведущий получил тяжелые травмы, которые едва не стоили ему жизни.
Этот инцидент, а также память о страшной аварии Ричарда Хаммонд в прошлом, вызвали бурную реакцию фанатов и вновь подняли вопрос о том, какие риски испытывают ведущие, работая на пределе своих возможностей и о том, способны ли вообще организаторы обеспечить полную безопасность на съемках.
Эта ситуация окончательно опустила занавес.
Top Gear — не просто программа об автомобилях, а настоящее культурное явление в автоиндустрии и телевидении, прославлявшее красоту и мощь автомобилей на протяжении 46 лет.
Шоу официально закрыто, но его наследие навсегда останется в истории и в сердцах миллионов зрителей по всему миру.